По данным ФНС, в 2020 г. мерами налоговой поддержки субъекты МСП и самозанятые воспользовались в 117 500 случаях. Но все они касаются периода первой волны пандемии, когда одновременно с введением ограничений правительство запускало и меры поддержки для бизнеса. Сейчас ожидать их не приходится.
«Был принят ряд решений в поддержку предпринимателей, которые столкнулись с трудностями в период распространения коронавируса, — напоминают позицию правительства в пресс-службе Минфина. — Так, для субъектов МСП начиная с 1 апреля 2020 г. и на бессрочный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 15%. Кроме того, бизнес из наиболее пострадавших отраслей был освобожден от уплаты налогов и сборов за II квартал 2020 г. Что касается налоговых платежей, по которым было предоставлено продление сроков уплаты, то постановление правительства, регулирующее эту меру, предусматривает возможность уплачивать такие налоги и сборы равными долями в течение года. Принятые меры должны поспособствовать сокращению рисков неплатежей».
Между тем, несмотря на оживление экономики летом, многие компании столкнулись со значительными неплатежами со стороны своих контрагентов — поставщиков и клиентов. «Компаниями совершались какие-то действия, которые привели к формированию налоговой базы, но поставщики и клиенты задерживают оплату за оказанные услуги или поставленные товары, — рассказывает, как выглядит на практике кризис налоговых неплатежей, эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Владимир Саськов. — В итоге у компании возникают обязательства по уплате налогов, а платить их нечем». Больше всего компаний, сталкивающихся сейчас с такой проблемой, среди представителей среднего бизнеса, который не попал под меры поддержки правительства и у которого меньше возможностей получить заемное, замечает он. «По нашим оценкам, среди компаний с оборотом от миллиарда рублей доля тех, кто в ближайшее время столкнется с невозможностью заплатить налоги, гораздо больше 19%, о которых говорят в ЦСР», — считает Саськов.
Способы выжить у таких компаний есть, хотя их и немного. «Выход может быть юридический — например, получение отсрочки или рассрочки по уплате налогов. Или экономический — займы, кредиты, инвестиции либо продажа бизнеса более сильным и устойчивым игрокам», — перечисляет член генерального совета «Деловой России» Сергей Гебель. Однако получить, например, предусмотренные Налоговым кодексом отсрочки и рассрочки налоговых платежей достаточно сложно, предупреждают эксперты. «За индивидуальными льготами по налогам предприниматели могут обратиться, если их отчетность доказывает значительное снижение показателей доходов в 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., — поясняет заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрий Завьялов. — При этом для получения отсрочки или рассрочки более чем на шесть месяцев понадобится обеспечение — залог, банковская гарантия, поручительство».
В результате воспользоваться таким механизмом на практике смогут очень немногие компании. «Этому инструменту посвящена отдельная глава в Налоговом кодексе, но по статистике его использует не более 1% компаний, т. е. фактически он не работает, — говорит Саськов. — Сейчас как раз правильный момент сделать этот инструмент более доступным. В противном случае предприниматели, спасая свой бизнес, могут начать занижать налоговую базу в своих декларациях, что приведет к недоимкам».
Источник vedomosti.ru